Я просто мимо пробегала...
Для начала, спасибо за лекцию Малининой Елизавете Евгеньевне, профессору филологических наук и востоковеду НГУ, за лекцию в эту субботу по данной теме. Честно скажу, сколько помню - написала с ее слов, остальное нашла в интернете. Итак...
читать дальшеЕсли эпоха Тан (9 век) считается в Китае Золотым веком в литературе и искусстве, то в эпоху Мин (14-17 века) достигло своего пика и расцвета садово-парковое искусство.
Китайский сад отличается и от японского сада (хотя казалось бы рядом), и тем более от европейского, прежде всего бурной растительностью и буйством жизни, подражанием природе, вплетением в естественный ландшафт человеческого бытия. Сад создавался не только, как место отдыха, но прежде всего, как рай на земле. После распространения даосизма, сад также стал тем местом, олицетворяющим сады бессмертных. Рай на земле, да не просто Рай, а место, куда обязательно придут жить небожители, потому что подобное тянется к подобному.

Первой особенностью китайских парков является то, что это не просто какое-то декоративное место, это место, предназначенное для жизни в нем. Парк может включать в себя не только пруд, деревья, беседку, а так же библиотеку или, например, театральный павильон.
Вторая особенность заключается в том, что очень редко можно встретить ровные и прямые формы. То есть совсем длинные и прямые. Мостики - загзаго-образные или горбатые, крыши изогнутые вверх, берега повторяют форму естественных водоемов, вокруг которых разбивались сады. Считалось, что злые духи могут ходить только по прямой или сворачивать под прямым углом, поэтому такая фишка была введена, чтобы не пустить ничего лишнего в дом.
Третья - сад представляет собой не единый комплекс, а как бы набор связанных между собой пространств. Переходя из одного пространства в другое, человек как бы переходит и в другой мир из прежнего. Сад чаще всего невозможно охватить взглядом с одного раза. Стены, камни, горы - да что угодно, будет отделять одну секцию от другой. Переходы между ними открываются через дверные проемы, которые сами по себе являются произведением искусства.
Символизм дверей
Оказалось, найти инфу по этому вопросу не слишком просто. Двери между зонами (если так можно говорить) также редко бывали прямоугольные. Чаще всего круглые, но бывали и в форме листа, вазы, тыквы-горлянки, веера.

Круглая форма называлась "лунный проем" и была, вероятно, самой популярной. Такая форма символизировала небо. Форма вазы символизировала пустоту, а листа - женственность. Но все они были подчинены одной цели - создать некую рамку, обрамляющую живую картину из простирающегося за ней вида. Этот кусочек сада, видимый через дверной проем, тщательно продумывался. Бывали даже ворота, которые вели не в следующую зону, а в тупик, и служили чисто декоративной живой картиной.

Китайцы, кстати, вообще любили живые картины. Об этом ниже.
Каменный фетиш
О, вот об этом говорят все, кто пишет про китайский сад. В отличие от Европы, где камень считался просто материалом до тех пор, пока он не обработан, в Китае камень любили сам по себе. Чем причудливей форма камня, чем больше в ней дырок, тем ценнее этот камень. Считалось, что у каждого камня есть душа. Камень - это воплощение Ян, положительной мужской энергии.
Да камням чуть ли не поклонялись. Камни естественной формы ставили не только в садах, но и дома, как маленькие, так и большие. Один поэт, нарядив любимый камень в парадный костюм, поклонился ему и обратился: "Старший брат..." В камнх любили угадывать очертания животных, людей, стихий. Камням давали имена.

А вот, фоточки из сада Львиная Роща в Сучжоу. Мне кажется, что говоря о садах, я несколько преуменьшала их размах. Однако площадь садов измерялась гектарами. Чем богаче был чиновник, тем больше и круче был у него сад. Естественно, самый большой сад (точнее несколько их штук) принадлежал императору и измерялся в десятках гектаров. И вот такие вот ажурные, своеобразные камни там стояли почти везде, некоторые из которых достигали 5-6 метров в высоту.
Брали такое чудо на озере Тайху, провинция Цзянсу. Часть из них была вылеплена природой, другую же часть мастера добывали в горах, просверливали в них дырки и клали на хранение в озеро, пока вода не стачивала края и углы, придавая камню естественность. И те, и другие стоили очень дорого: требовалось целое состояние, чтобы дотащить камень до нужного места, особенно если оно не рядом с озером, поэтому и позволить подобное могли себе лишь богатые чины.

А вот моя фоточка из Таиланда, тоже сад камней. Эти камни вымывала вода, но совершенно без участия человека на протяжении столетий.

Обрабатывать и мастерить из камня китайцы тоже умели. Чего стоят хот бы рисунки на садовых дорожках.

Стены
Стены делали "женского" белого цвета. Примечательно то, что белый цвет ассоциируется у китайцев (даже сейчас) с трауром и смертью. И, одновременно, с чистотой. Как и у японцев, но сейчас не об этом. Бумага ведь тоже белая.
Белая стена воспринималась, как чистый лист, на котором художник-флорист может творит всякую красоту. (Вот тут автор пожалела, что постеснялась фотографировать).


Еще о фетишизме на примере правой картинки. На специальных поставках делали композиции из камней, изображая тем самым горы (камни почти не обрабатывали), иногда к ним подсаживали карликовые бонсаи. Были напольные композиции, где дерево росло не в горшке, а из земли (как на левой картинке), однако акцент все равно был сделан на камне. Но вернемся к стенам.
Стена предназначалась, чтобы огородить пространство, но не помешать ему. Природный рельеф (естественный и не очень) диктовал ровность стены. Или неровность: если, например, после ровного места внезапно начинался ров или глубокое устье ручья, то стена "падала" вслед за склоном вниз к земле на тот же уровень, на котором она и была. Частенько делали стены нарочито волнистыми, что вызывало ассоциацию с драконами. По высоте верхний край стены соответствовал высоте строений.


Правая фота из "Драконова сада".
Дома, библиотеки, беседки, пагоды
Как уже было сказано, в сад не просто ходили погулять, в саду могли жить. Не в том плане, что спальня-кухня в пагоде над озером. В саде отдыхали душой и телом, работали, устраивали вечеринки или спектакли. Конечно, оформление не было рассчитано на суровую сибирскую зиму: когда у китайцев выпадает снег, они приходят в ужас и выстраиваются в многокилометровые пробки, руля на летней резине. Тепло у них, одним словом. И дизайн соответствующий.
Окна были словно узорные решетки: могли изображать какое-либо растение или животное, а могли и изображать из себя рамку для пейзажа за окном. В солнечную погоду такое оформление создавало дополнительную игру теней.

Крыши у строений были загнуты вверх. Это есть два объяснения. Первое, практическое: таким образом люди пытались повысить сейсмостойкость зданий. Второе, традиционное: злые духи не ходят по прямой, и такая крыша - лишнее препятствие на их пути. С той же целью на углы таких крыш вешали музыку ветра, которая еще и наполняла дом приятным звучанием. Кстати, черепица тоже являлась произведением искусства, а углы и вершины крыш украшались изображением животных, реже растений, или просто абстрактными узорами. Все это имело не только эстетическую, но и магическую функцию. А почему бы и нет?)

Внутри так же были популярны каменные композиции, а еще картины из среза камней, создающие нерукотворный пейзаж. К сожалению, получилось найти не самое хорошее фото (справа), зато видно разнообразие вариантов.

Дома и мебель делали в основном из камня и темного дерева, которое лакировали. Стулья и столы, кстати, были вполне похожими на европейские варианты, а вот рабочие места и библиотеки по внешнему виду были скромными и лаконичными, однако такое оформление появилось веке в 13 при монголах, а до этого китайцы, как и научившиеся от них японцы, сидели на канах и подстилках и пользовались низенькими столиками.

Флора
По этой теме также, как и про камни, можно писать диссертации. Про символику более подробно я как-нибудь в другой раз расскажу, а пока что наполнение сада. Все сочеталось так, чтобы садом можно было любоваться в течение всего года. Китайцы любили сосны, кипарисы, бамбук, сливу, персик, клен, плакучую иву.
Вот кипарис. Оказывается, вполне знакомое растение.

Из цветов присутствовали пион, хризантема, лотос, орхидея, магнолия, бегония, гортензия, клематис.
Вот клематисы с русских садово-дачных участков, гортензия крупным планом и бегония.



Видов цветов уже тогда существовало несметное разнообразие. Даже хризантема далеко не ограничивалась тем, что мы наблюдаем в магазинах.

И на этих забавных цветочках я пока остановлюсь. Лучше Новиковой и Малявина все равно не напишу. Зато с картинками
Полезнота (ссылки):
ec-dejavu.ru/g/Garden.html
Садово-парковое искусство Китая
читать дальшеЕсли эпоха Тан (9 век) считается в Китае Золотым веком в литературе и искусстве, то в эпоху Мин (14-17 века) достигло своего пика и расцвета садово-парковое искусство.
Китайский сад отличается и от японского сада (хотя казалось бы рядом), и тем более от европейского, прежде всего бурной растительностью и буйством жизни, подражанием природе, вплетением в естественный ландшафт человеческого бытия. Сад создавался не только, как место отдыха, но прежде всего, как рай на земле. После распространения даосизма, сад также стал тем местом, олицетворяющим сады бессмертных. Рай на земле, да не просто Рай, а место, куда обязательно придут жить небожители, потому что подобное тянется к подобному.


Первой особенностью китайских парков является то, что это не просто какое-то декоративное место, это место, предназначенное для жизни в нем. Парк может включать в себя не только пруд, деревья, беседку, а так же библиотеку или, например, театральный павильон.
Вторая особенность заключается в том, что очень редко можно встретить ровные и прямые формы. То есть совсем длинные и прямые. Мостики - загзаго-образные или горбатые, крыши изогнутые вверх, берега повторяют форму естественных водоемов, вокруг которых разбивались сады. Считалось, что злые духи могут ходить только по прямой или сворачивать под прямым углом, поэтому такая фишка была введена, чтобы не пустить ничего лишнего в дом.
Третья - сад представляет собой не единый комплекс, а как бы набор связанных между собой пространств. Переходя из одного пространства в другое, человек как бы переходит и в другой мир из прежнего. Сад чаще всего невозможно охватить взглядом с одного раза. Стены, камни, горы - да что угодно, будет отделять одну секцию от другой. Переходы между ними открываются через дверные проемы, которые сами по себе являются произведением искусства.
Символизм дверей
Оказалось, найти инфу по этому вопросу не слишком просто. Двери между зонами (если так можно говорить) также редко бывали прямоугольные. Чаще всего круглые, но бывали и в форме листа, вазы, тыквы-горлянки, веера.

Круглая форма называлась "лунный проем" и была, вероятно, самой популярной. Такая форма символизировала небо. Форма вазы символизировала пустоту, а листа - женственность. Но все они были подчинены одной цели - создать некую рамку, обрамляющую живую картину из простирающегося за ней вида. Этот кусочек сада, видимый через дверной проем, тщательно продумывался. Бывали даже ворота, которые вели не в следующую зону, а в тупик, и служили чисто декоративной живой картиной.




Китайцы, кстати, вообще любили живые картины. Об этом ниже.
Каменный фетиш
О, вот об этом говорят все, кто пишет про китайский сад. В отличие от Европы, где камень считался просто материалом до тех пор, пока он не обработан, в Китае камень любили сам по себе. Чем причудливей форма камня, чем больше в ней дырок, тем ценнее этот камень. Считалось, что у каждого камня есть душа. Камень - это воплощение Ян, положительной мужской энергии.
Да камням чуть ли не поклонялись. Камни естественной формы ставили не только в садах, но и дома, как маленькие, так и большие. Один поэт, нарядив любимый камень в парадный костюм, поклонился ему и обратился: "Старший брат..." В камнх любили угадывать очертания животных, людей, стихий. Камням давали имена.


А вот, фоточки из сада Львиная Роща в Сучжоу. Мне кажется, что говоря о садах, я несколько преуменьшала их размах. Однако площадь садов измерялась гектарами. Чем богаче был чиновник, тем больше и круче был у него сад. Естественно, самый большой сад (точнее несколько их штук) принадлежал императору и измерялся в десятках гектаров. И вот такие вот ажурные, своеобразные камни там стояли почти везде, некоторые из которых достигали 5-6 метров в высоту.
Брали такое чудо на озере Тайху, провинция Цзянсу. Часть из них была вылеплена природой, другую же часть мастера добывали в горах, просверливали в них дырки и клали на хранение в озеро, пока вода не стачивала края и углы, придавая камню естественность. И те, и другие стоили очень дорого: требовалось целое состояние, чтобы дотащить камень до нужного места, особенно если оно не рядом с озером, поэтому и позволить подобное могли себе лишь богатые чины.

А вот моя фоточка из Таиланда, тоже сад камней. Эти камни вымывала вода, но совершенно без участия человека на протяжении столетий.

Обрабатывать и мастерить из камня китайцы тоже умели. Чего стоят хот бы рисунки на садовых дорожках.

Стены
Стены делали "женского" белого цвета. Примечательно то, что белый цвет ассоциируется у китайцев (даже сейчас) с трауром и смертью. И, одновременно, с чистотой. Как и у японцев, но сейчас не об этом. Бумага ведь тоже белая.
Белая стена воспринималась, как чистый лист, на котором художник-флорист может творит всякую красоту. (Вот тут автор пожалела, что постеснялась фотографировать).


Еще о фетишизме на примере правой картинки. На специальных поставках делали композиции из камней, изображая тем самым горы (камни почти не обрабатывали), иногда к ним подсаживали карликовые бонсаи. Были напольные композиции, где дерево росло не в горшке, а из земли (как на левой картинке), однако акцент все равно был сделан на камне. Но вернемся к стенам.
Стена предназначалась, чтобы огородить пространство, но не помешать ему. Природный рельеф (естественный и не очень) диктовал ровность стены. Или неровность: если, например, после ровного места внезапно начинался ров или глубокое устье ручья, то стена "падала" вслед за склоном вниз к земле на тот же уровень, на котором она и была. Частенько делали стены нарочито волнистыми, что вызывало ассоциацию с драконами. По высоте верхний край стены соответствовал высоте строений.


Правая фота из "Драконова сада".
Дома, библиотеки, беседки, пагоды
Как уже было сказано, в сад не просто ходили погулять, в саду могли жить. Не в том плане, что спальня-кухня в пагоде над озером. В саде отдыхали душой и телом, работали, устраивали вечеринки или спектакли. Конечно, оформление не было рассчитано на суровую сибирскую зиму: когда у китайцев выпадает снег, они приходят в ужас и выстраиваются в многокилометровые пробки, руля на летней резине. Тепло у них, одним словом. И дизайн соответствующий.
Окна были словно узорные решетки: могли изображать какое-либо растение или животное, а могли и изображать из себя рамку для пейзажа за окном. В солнечную погоду такое оформление создавало дополнительную игру теней.


Крыши у строений были загнуты вверх. Это есть два объяснения. Первое, практическое: таким образом люди пытались повысить сейсмостойкость зданий. Второе, традиционное: злые духи не ходят по прямой, и такая крыша - лишнее препятствие на их пути. С той же целью на углы таких крыш вешали музыку ветра, которая еще и наполняла дом приятным звучанием. Кстати, черепица тоже являлась произведением искусства, а углы и вершины крыш украшались изображением животных, реже растений, или просто абстрактными узорами. Все это имело не только эстетическую, но и магическую функцию. А почему бы и нет?)



Внутри так же были популярны каменные композиции, а еще картины из среза камней, создающие нерукотворный пейзаж. К сожалению, получилось найти не самое хорошее фото (справа), зато видно разнообразие вариантов.


Дома и мебель делали в основном из камня и темного дерева, которое лакировали. Стулья и столы, кстати, были вполне похожими на европейские варианты, а вот рабочие места и библиотеки по внешнему виду были скромными и лаконичными, однако такое оформление появилось веке в 13 при монголах, а до этого китайцы, как и научившиеся от них японцы, сидели на канах и подстилках и пользовались низенькими столиками.


Флора
По этой теме также, как и про камни, можно писать диссертации. Про символику более подробно я как-нибудь в другой раз расскажу, а пока что наполнение сада. Все сочеталось так, чтобы садом можно было любоваться в течение всего года. Китайцы любили сосны, кипарисы, бамбук, сливу, персик, клен, плакучую иву.
Вот кипарис. Оказывается, вполне знакомое растение.

Из цветов присутствовали пион, хризантема, лотос, орхидея, магнолия, бегония, гортензия, клематис.
Вот клематисы с русских садово-дачных участков, гортензия крупным планом и бегония.



Видов цветов уже тогда существовало несметное разнообразие. Даже хризантема далеко не ограничивалась тем, что мы наблюдаем в магазинах.

И на этих забавных цветочках я пока остановлюсь. Лучше Новиковой и Малявина все равно не напишу. Зато с картинками

Полезнота (ссылки):
ec-dejavu.ru/g/Garden.html
@темы: Китай, Искусство, Восток, Декоративно-прикладное
Посетите также мою страничку
transcribe.frick.org/wiki/User:Jason6377221 открыть счёт в иностранном банке частному лицу из россии
33490-+